Мой город — Благовещенск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Выбор программы: дефектология в ЛГУ

Как пройти путь от художника к дефектологу, зачем студенты ЛГУ живут в деревне и почему работа дефектолога так перспективна? От этом рассказала студентка 1 курса ЛГУ Анастасия Слюсарь.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
18 марта 2016
1 комментарий
Анастасия Слюсарь,
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина,
факультет дефектологии и социальной работы
Как ты выбирала вуз и факультет?

До 9 класса я не знала, куда поступать, так как мне было интересно всё, но в то же время ничего не «цепляло». Я занималась живописью, и все думали, что я поступлю в реставрационный институт или пойду учиться на дизайнера. Однако меня это по-настоящему не интересовало. В то же время, мне многое рассказывали об ЛГУ: какие там профессиональные преподаватели, какое хорошее образование получают студенты на выходе. Кроме того, многие девочки из моей школы учатся там и тоже рассказывали мне об обучении в этом вузе.

На факультет дефектологии и социальной работы я поступила не случайно. Так получилось, что жизнь свела меня с одним преподавателем ЛГУ. Она посоветовала мне поступать именно на этот факультет, и девочки из университета, с которыми я общалась, также учились именно там. Моя будущая профессия востребована, работа будет всегда, а, если будет работа, то будет и хлеб. Кроме того, есть возможность заниматься частной практикой, то есть работать с детьми или взрослыми индивидуально. Работа дефектолога позволяет заниматься коррекцией с людьми разного возраста.

Почему ты изначально заинтересовалась дефектологией?

О дефектологии до поступления я не размышляла особенно глубоко: даже толком не понимала, что изучает эта наука. Мне сказали, что дефектолог — это хорошая профессия, однако, пока я не оказалась в университете, она меня не интересовала. Тем не менее, когда я начала учиться в ЛГУ и мы стали изучать детские и подростковые нарушения, я поняла, что это «мое», и меня это действительно влечет.

Как ты готовилась к поступлению?

В 10 классе я ездила на курсы по биологии, так как это был самый важный для поступления предмет. В 11 классе также посещала курсы и ходила к репетитору, но уже и по остальным предметам (русскому языку и математике). На курсах мы разбирали тесты по русскому языку, математике и биологии. Повторяли правила, решали задачи и примеры. Нас учили, как правильно нужно оформлять письменную часть (часть С). Кроме того, я участвовала в олимпиаде, которая проходила в нашем университете. Очень волновалась перед поступлением: всё-таки университет — это взрослая жизнь, большая ответственность. Но экзамены я сдала благополучно, даже лучше, чем ожидала.

Расскажи про свое участие в олимпиаде.

К сожалению, я не заняла призового места, но это был интересный опыт. То, что олимпиада проходила в другом месте (не в школе), и то, что я оказалась в окружении незнакомых людей, позволило мне вникнуть в процесс сдачи экзамена. Кроме того, там было много вопросов по анатомии, так что после олимпиады я много внимания уделила подготовке к заданиям по этому предмету. Это не только помогло мне подготовиться к ЕГЭ, но и помогает сейчас в учёбе.

Профессия дефектолога сейчас востребована, поскольку с каждым годом число детей, у которых есть проблемы с речью, растет

Какими были твои первые впечатления, когда ты поступила?

Мне было немного страшно, так как университет — это другой коллектив, другая ответственность, совсем не так, как в школе. Появилось больше самостоятельности, поскольку я живу в общежитии, и нужно самой думать о себе. Мне было интересно: новые знакомства, впечатления, знания. У нас замечательный коллектив, уважаемые преподаватели. Даже с соседкой по комнате мы сразу нашли общий язык.

Какие плюсы и минусы обучения ты можешь выделить?

Здесь очень хорошие преподаватели: я считаю, что у нас будет достойное образование. Всё рассказывают доступно и интересно. Хочется больше и больше впитывать знания. Благодаря многим преподавателям и их любви к своему предмету нам хочется учиться ещё усерднее, не только интересоваться заданным материалом, но и самим изучать информацию по нашей специальности.

Минус есть только один: наш факультет находится далеко, и я живу в общежитии. Он расположен в Ленинградской области, в деревне Горбунки (Ломоносовский район), в то время как сам вуз находится в Пушкине. Но и на это можно смотреть с разных сторон: плюсы тут тоже есть.

Какие дисциплины являются основными на твоем факультете и чем они полезны для будущих специалистов?

Акцент делается на анатомию (в частности, на физиологию нервной системы) и психологию. Я учусь на 1 курсе, и мы пока изучаем общенаучные дисциплины. На следующих курсах будут и профессиональные предметы. Науки, которые мы изучаем сейчас: психология, педагогика, онтолингвистика (она изучает развитие речи), генетика, медико-биологические основы дефектологии, специальная психология, — станут базой для углубленных дисциплин. Специальная психология, кстати, как раз изучает психологию людей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и другими проблемами.

У психологии таких людей есть свои особенности?

Это вопрос, который изучается в течение длительного времени: в одном предложении не опишешь. Если говорить в общих чертах, то у всех детей с аномалиями развития есть общие характерные закономерности развития психики. Например, у них может возникать замедление скорости восприятия, недоразвитие предметной деятельности и моторики, незрелость целеполагания, нарушение речевой деятельности.

А какие у дефектологии существуют медико-биологические основы?

Грубо говоря, дефектология — это наука о дефекте, то есть о нарушениях в работе организма. А работа дефектолога состоит в том, чтобы эти нарушения скорректировать или компенсировать. Для этого нам необходимо знать нормальную анатомию детского организма и его нормальное развитие.

В своей работе дефектологи используют ряд специальных методик, которые различны для разных групп нозологий (учений о болезнях). Этих методик много, и мы их будем еще долго изучать. Кроме того, дефектолог всегда адаптирует любую методику под нужды каждого конкретного ребенка, то есть индивидуализирует ее. Для того, чтобы индивидуализировать методику, необходим большой профессиональный опыт и искреннее желание помочь.

Что ты можешь рассказать о своих однокурсниках?

В моем коллективе 34 девушки, мальчиков у нас нет. Все мои сокурсницы грамотные и образованные. Конечно, как и в любом коллективе, у нас случаются небольшие конфликты, но мы быстро их решаем и стараемся найти компромисс. С девчонками мы сдружились сразу: если требуется какая-то помощь, никто мимо не пройдет, каждый поможет. Живем в общежитии все вместе, можно к каждой зайти в комнату, и тебе будут рады. Если есть трудности с пониманием темы, то девочки всегда подскажут.

Какие перспективы есть у представителей твоей будущей профессии?

После выпуска мы получаем специальность «логопед-дефектолог». Это означает, что мы можем работать как в обычных школах и детсадах, так и в специальных школах I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов (школах для инвалидов по слуху, слабослышащих и глухих, глухонемых, слепых и слабовидящих, детей с нарушениями речи, детей, у которых есть проблемы в физическом и психическом развитии, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и задержками психического развития, детей с дислексией). Кроме того, можно вести частную практику, которая приносит хороший доход. Профессия востребована, так как с каждым годом число детей, у которых есть проблемы с речью, растет. Что касается диплома, я считаю, что, поскольку ЛГУ — государственный вуз, выданные здесь дипломы высоко ценятся. Я знаю, что большинство выпускников работает по специальности.

А ты сама как видишь свое будущее в идеале?

Об этом я пока не задумываюсь. Сейчас главное — закончить университет. Потом я планирую пойти учиться в магистратуру, параллельно отработаю три года в своем поселке, так как поступила по целевому направлению.

Ты уже имела дело с детьми, у которых есть нарушения в развитии и с которыми тебе предстоит работать в будущем?

Я еще до учёбы в университете общалась с такими людьми, но работать с ними мы начнем только со 2 курса. В моей школе учился мальчик с ДЦП (детский церебральный паралич): он мог ходить в обычную школу, поскольку интеллект у него был сохранен. У этого мальчика не было повреждений мозга или нарушений в работе психики (то есть все психические функции: восприятие, ощущение, память, мышление, речь — у него были в порядке). Он мыслил как здоровый ребенок. Я к нему относилась как к обычному человеку, пару раз помогала ему, защищала от издевок невоспитанных школьников.

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
18 марта 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты